ј мы были смешными. ƒлинные волосы, бакенбарды, усы. –убашки с длинными лацканами, брюки клеш. –убашки покупали в магазинах «по блату», брюки шили в ателье. ћода была повальной – все были одеты в одном стиле. Ќо мужчины, в отличие от нынешних времен, были похожи на мужчин, а женщины – на женщин.  ак говоритс€, третьего не дано. ƒавайте и мы вспомним моду нашей молодости...

Ќеформатные штаны шли под нож

ћногие, наверное, смотрели фильм «—тил€ги». —тил€гами называли представителей золотой московской молодежи, которые тусовались по кафешкам, слушали джаз и заграничные «голоса». —читалось, что стил€ги – потенциальные предатели, на одном из плакатов-агиток так и было написано: «—егодн€ он играет джаз, а завтра – –одину продаст!»

—лово «стил€га» постепенно по€вилось и в провинции. —тил€ги носили ботинки на «каше» – толстой подошве, приобретенные у фарцовщиков, и брюки-дудочки. √оворили, что узенькие брючки надевали с мылом. ¬рут – какой же мужик, даже ради моды, будет держать… в мыле? ƒудки надевали лежа, и € это видел сам: дворовый модник по кличке Ѕес ложилс€, задирал ноги и нат€гивал брюки – сто€ их надеть было невозможно, не удержишь равновесие!

»деологам коммунистической партии люба€ мода не нравилась: узкие брюки – плохо, широкие – тоже. ѕротив дудок началась война: комсомольцы ловили стил€г на танцах, тащили в штаб и там резали брюки ножом.

¬ начале 60-х в моде было все узкое и короткое. «имой модники носили куцые пальтишки – «полуперденчики». ¬ мороз на «полуперденчиках» поднимали высокие, по самую макушку, воротники, так что наружу торчал только кончик носа. Ќа голове носили шапку-«пирожок». ћечтой молодых людей была куртка-«москвичка». ќна имела широкий меховой воротник, который наполовину прикрывал спину. ¬оротник был на молнии, так что «одним движением руки» его можно было превратить в капюшон.

ѕомните слова из песни ¬ладимира ¬ысоцкого: «ћои друзь€ хоть не в болонии…» ѕлащи из материала «болонь€» за границей продавались в автоматах: пошел дождь – бросил в автомат денежку, достал дождевик, надел. ѕерестало капать на голову – выбросил в урну. ¬ ———– болоньевый плащ был писком моды. ѕо сути дела, это и не плащ вовсе – так, накидка от дожд€ (на нем не было даже подкладки). ќбладател€м «болоньи» завидовали и часто просили дать поносить – в гости или на свидание. ¬ принципе брать вещь «поносить» было делом обычным, особенно у женщин...

 огда мир стал цветным

ћир был черно-белым, и вдруг – прорыв: в моду вошла одежда из цветного вельвета. ¬ конце 60-х был дефицит на все, и даже этот дешевый материал достать было непросто. Ќа улицах города все чаще стали по€вл€тьс€ молодые люди в странных пиджачках. ¬оротников у них не было, вместо них – треугольный или овальный вырез. ¬место обычного разреза сзади – два по бокам. “огда мы услышали новое слово – шлицы.

ѕиджаки были зеленые, синие, красные, с рисунком в ромбик и клеточку. —начала их шили почему-то без подкладки. —читалось, чем длиннее шлицы, тем круче. »ногда разрезы делали так высоко, почти до подмышек, что через них была видна рубашка.

¬ то врем€ по€вилось еще одно новое слово – нейлон. Ёто сейчас синтетику не нос€т, а тогда покупали за страшные деньги. Ќейлонова€ рубашка стоила около 30 рублей – четверта€ часть средней зарплаты. –асцветок у рубашек было несколько – €довито-коричневый, синий, зеленый.  онцы воротника были длинные, их выпускали поверх пиджака. ”зкие галстучки – «селедки» тоже делали из нейлона.  онец галстука был не треугольный, как сейчас, а просто обрубалс€. «ав€зывать нейлоновые галстуки было невозможно (по сути дела, мы носили на теле тонкую пластмассу), и они крепились на резинках.

“о ли тоска народа по €рким расцветкам, то ли дефицит материалов привели к тому, что позже, в конце 70-х, по€вились короткие цветные мужские пальто, которые шили… из шерст€ных оде€л. Ёти пальто в крупную клетку, с по€сом носили в основном учащиес€ «фазанок» – профессионально-технических училищ. Ћет дес€ть назад € видел такое пальтишко на одном из чел€бинских бомжей. ’орошо, на совесть работали советские швейники!

Ћожка в кармане

» тут случилось чудо – по€вились брюки клеш. Ёто показалось так красиво, что мы просто удивл€лись: почему это человечество до сих пор не догадалось выдумать такие классные штаны? Ќовые клеши отличались от морских. Ўирокие клеши на флоте шились сначала «трубой», а потом «колоколом» и имели практическое значение: у них не было ширинки, они расстегивались сбоку, так, чтобы, попав в воду, мор€чок мог легко выпрыгнуть из штанов. «√ражданские» клеши расшир€лись «колоколом» не от бедра, а от колена – в этом была принципиальна€ особенность.  ак-то само собой по€вились стандарты: если ширина брюк под коленом составл€ла 21 сантиметр, то внизу, у щиколотки – 23. «атем модники осмелели и стали шить клеш «форматом» 23 на 25. Ѕыли и такие, кто носил клеш 27 на 32! «аказ на такие брюки в ателье не принимали, хот€ объ€снить, кто эти параметры запретил, не могли: не положено, и все тут!

1 / 3

 леши отличались от обычных брюк карманами и по€сом. ” обычных брюк карманы располагались сбоку, у клешей – на внешней стороне бедра. ћодники ходили этакой приблатненной походочкой: руки в карманах (ладони сходились у самого причинного места), спина согнута вопросительным знаком, как будто бы человек хочет писать, а негде. ѕередвигалс€ хоз€ин клешей мелкими шажками, раскачива€сь вправо – влево. —воей походкой клешник вроде бы говорил: «ј мне все пофиг!» (Ќу, слово, сами понимаете, здесь нужно подразумевать несколько иное).

ѕозже по€вилась еще одна новинка – над карманами стали пришивать клапаны. ћодные «фраера» стали носить в карманах… ложку дл€ обуви.  рай ложки загибали ковшиком и вешали ее на край кармана. »ногда ложка могла служить боевым оружием, которое можно было носить легально – хулиганы затачивали кра€ ложки, так что в драке ей можно было наносить режущие удары.

“ак как штаны волочились по асфальту, задн€€ нижн€€ часть брюк быстро превращалась в махры. Ёту проблему решили быстро – подшивали к штанине металлическую застежку-молнию, котора€ одновременно €вл€лась и защитой от истирани€ штанов, и модным аксессуаром. ј потом, как бы сейчас сказали, пошел полный беспредел…

¬ брюки клеш стали вшивать клинь€.  линь€ делали из €ркого материала, например красного или синего бархата. ¬ клинь€ вшивали цепочки или бубенчики. Ќо самым писком моды были… лампочки от новогодней елки.

¬ кармане модник носил маленькую электростанцию: от батареек, расположенных в задних карманах, вниз шли шнуры, которые присоедин€лись к вшитым в клинь€ лампочкам. ¬ечером на танцах такой парень зажигал искорки страсти в глазах местных девушек.

¬ыбор тканей был… никакой. ¬ыброс€т на прилавки ткань в клетку – полгорода шьет брюки из нее. ѕоэтому дл€ шить€ штанов использовались самые неожиданные материалы. я, например, сшил клеши из плащевой ткани светло-зеленого цвета. “кань была м€гкой, ноской, легко гладилась. Ќо народ в своих безумствах пошел дальше. ¬ качестве материала дл€ пошива брюк стали использовать… брезент. Ёти клеши так и называли – брезентухи. »х носили с курткой из того же материала – штормовкой. —зади на штормовку пришивали бахрому (в ту пору началась эпоха фильмов про индейцев, в которых играл несравненный √ойко ћитич). “ак как в магазинах бахрома не продавалась, ее срезали с вымпелов, которыми награждали передовиков производства. Ёто считалось почти идеологической диверсией.

ѕотом клеши стали расшир€ть от бедра, а по€с опустили низко – чуть выше, чем нос€т джинсы сегодн€шние модницы. ƒела€ заказ в ателье, закройщику так и говорили: «Ўейте брюки по бедрам!» ”вы, и эта мода прошла – наступила эпоха джинсов…

Ќедавно жена нашла мои штаны, сшитые из матрасной ткани. Ётим штанам 44 года! ѕолностью залезть в них, конечно, не удалось. ” вас сохранилась стара€ одежда? ѕодозреваю, что вр€д ли. ј вот снимки, наверн€ка, остались. ѕрисылайте, мы добавим их к этому материалу.