×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 72.ru
Ќаука и жизнь

–ежиссер: јлександр ¬елединский;
¬ рол€х:  онстантин ’абенский, ≈лена Ћ€дова, јлександр –обак, ≈вгени€ Ѕрик, јнна ”колова и другие.

¬иктор —лужкин Ц молодой биолог, который тем не менее вынужден работать не по специальности: от хронического отсутстви€ денег ученый устраиваетс€ работать в обычную провинциальную школу учителем географии. ѕредмет даетс€ с трудом не только школьникам, но и самому преподавателю: ¬иктор ничего не смыслит ни в контурных картах, ни в глобусах. ¬прочем, это меньша€ из его проблем: дет€м по традиции на все наплевать, а сам учитель все больше утопает в алкоголе и трудност€х личной жизни.

ћало помалу контакт с учениками налаживаетс€, ¬иктор организует сплав по реке, но это не значит, что все проблемы решены: его пилит жена, им недоволен завуч, и на фоне всех этих жизненных неур€диц алкоголь начинает постепенно брать верх над географом. “ак что название фильма Ц вовсе не звучна€ поговорка-метафора, а вполне точное соответствие сюжету.

 ак сказано в описании Ђ√еографаї, —лужкин Ђпросто живетї. “ак и есть: он неудачник, но оптимист; он не размазывает сопли, жалу€сь всем подр€д на судьбу-злодейку, а продолжает двигатьс€ вперед по кривоватой дорожке, скучающим взгл€дом наблюда€ за тем, куда она его выведет.

–ежиссером ленты, сн€той по одноименному роману јлексе€ »ванова, выступил јлександр ¬елединский. ѕоследний в недавнем прошлом успел написать сценарий к ЂЅригадеї и сн€ть пару драм: Ђ∆ивойї о ветеране чеченской войны и Ђ–усскоеї о трудном подростке, загремевшем в психушку по собственной глупости. Ђ√еограф глобус пропилї, в свою очередь, уже не столько драма, сколько трагикомеди€, в которой хоть и все плохо, но все-таки наход€тс€ поводы дл€ смеха.

¬ роли —лужкина сн€лс€  онстантин ’абенский, который не нуждаетс€ в особом представлении. –оль супруги исполнила ≈лена Ћ€дова, котора€ умудрилась очень органично вписатьс€ в образ классической жены-пилы.

»тог получилс€ с одной стороны, слегка нудным и зат€нутым, но с другой Ц при€тным разнообразием на фоне набивших оскомину Ђшкольных драмї. ѕервое же сравнение, которое приходит на ум, Ц это ЂЎколаї и Ђ¬се умрут, а € останусьї от ¬алерии √ай √ерманики. ќднако те фильмы полностью состо€ли лишь из чернухи и подростковой жестокости, что вр€д ли можно считать образцом дл€ подражани€. ¬ Ђ√еографеї же дети представл€ют собой декорацию, на фоне которой разворачиваютс€ событи€; они не столь добры и отзывчивы, но все же не спешат топить одноклассников в унитазах, ограничива€сь разве что обоссанной тр€пкой. ƒа и режиссерска€ точка зрени€ такова, что школьна€ жизнь в фильме не преподноситс€ как образец так называемой реальности.

¬прочем, куда больше тоски вызывает изображение того, что находитс€ за пределами этой самой школы. «десь все Ц тлен и безысходность: панельные дома, бабушкины ковры, крепкое пь€нство и русских шансон. Ќе замечает этого тлена разве что главный герой, который в перерывах на ссоры с женой читает сказки маленькой дочери.

‘ильм ¬елединского Ц не эталон, но и не чушь. ƒа, это кино не дл€ тех, кто привык наблюдать за бойцами кунг-фу, заеда€ кино ведром попкорна. » даже не дл€ тех, кто с презрением относитс€ к отечественному кинематографу как к €влению. Ђ√еографї Ц это даже не артхаус в его привычном понимании, но и не соплива€ драма о жизненных перипети€х тихого алкоголика.

ѕравда в том, что ¬елединский сн€л кино дл€ тех, кому не надо все разжевывать. «десь есть над чем подумать зрителю, попытатьс€ расшифровать скрытые намеки и детали, окунутьс€ если не в серую реальность, то как минимум Ц в ее довольно точную копию. » уж определенно в качественном отношении Ђ√еографї получилс€ лучше большинства современных российских фильмов: странноватый Ц в хорошем смысле Ц юмор, отточенные реплики и добротна€ картинка на выходе. » да, Ђ√еографї Ц сложный фильм, но такие истории и не должны быть простыми. †

Е— другой стороны

”-у-у, биологи€Е

”-у-у, биологи€, у-у-у, биологи€,
”-у-у, биологи€, анатоми€.
»зучи ее до конца.
”-у-у, биологи€, у-у-у, биологи€,
”-у-у, биологи€, анатоми€,
» хотелось бы, да нельз€.

√руппа ¬иа√ра

√овор€т, фильм только вышел на экраны, а тиражи на »ванова и его Ђ√еографаї резко†поползли вверх. ј что так? Ќеужто зацепило? ƒа, точно: нынешнюю изнеженную, избалованную публику Ђ√еографЕї раскачал, выбил из привычного, такого комфортного и пон€тного мирка дом Ц работа Ц дом в категории страна Ц эпоха Ц бытие. —ама еще не читала, но в очередь на томик записалась. я люблю по старинке, чтобы шуршало при перелистывании, м€лось и т€желило руку всей своей толщиной. ѕоэтому Ц только про кино.

 акого лешего ¬иктора —лужкина, биолога по призванию, занесло в сибирскую глухомань, остаетс€ только гадать. ¬роде как сократили или набедокурил каким-то образом Ц вариант можно придумать и самому, не суть важно. ‘акт один Ц вокруг геро€ сама€ обычна€ и всем росси€нам до боли знакома€ реальность. √де-то в —ибири. ” него Ц обычна€ квартиренка без дизайнерских интерьеров и особой мебели. ¬ школе, где —лужкин подв€залс€ учительствовать, дикие подростки, которым замученные непрухой или собственным пионерским сознанием учител€ пытаютс€ вбить в головы умное, доброе, вечное. Ќо оно там не застревает, поскольку конфликт очевиден: все продаетс€ и все покупаютс€. ƒаже любовь. ѕоэтому сопл€ки и сопл€чки со здоровой подростковой злостью бросают вызов новому географу, который по всеобщим общественным меркам существо недостойное, низшего пор€дка. » поглумитьс€ над ними ну просто сам бог велел!  стати, название фильма Ц их заслуга. Ёто дразнилка дл€ муд*ка-географа. » то правда: безбожно пьет, ругаетс€, курит, занимаетс€ сводничеством, впадет и в другие порицаемые обществом грехи, оп€ть же в географии ну ни бельмеса не смыслит.

’абенский в роли того самого географа, как и везде, ’абенский: слегка потрепанный мужичонка с зализанными волосами и намечающейс€ лысинкой, пьет везде и вс€, дымит и сквернословит, дурит круче всей пацаней братии, в одном прав Ц не врет ни в одном кадре! ƒаже когда есть риск опрокинуть все гламуром и слюн€вым желанием, чтобы Ђвсе было хорошої. ¬еликолепен! —мею предположить, что это лучша€  остина роль, настолько €ркую и многослойную палитру чувств, состо€ний, борьбы, побед и поражений переживает его герой. —лужкина в его исполнении не любишь, но ему веришь, в него Ц веришь.

“ак вот Ц про любовь. ≈е там очень много. Ќо чтобы ее найти, нужно сн€ть весь вот этот верхний слой шелухи, который прилип на сердце и мешает жить ею. ¬ отча€нии жены —лужкина в исполнении ≈лены Ћ€довой сконцентрирована вс€ бабь€ боль. „то в 90-е, что сейчас в эпоху безвремень€ выволакивает слабый пол свои семьи из нищеты и безденежь€. » надорвалс€. » готова Ќина кинутьс€ куда угодно, лишь бы приласкал кто, поухаживал, одарил. —тервь, одно слово, така€ несчастна€, зла€, маленька€ стервь. ≈лена взводит свою героиню до такой ненависти, что, кажетс€, экран плавитс€ от €довитых слов, которые она хлестко кидает в лицо мужу, даже на ровном месте.

„тобы вернутьс€ к любви и вернуть ее, географу надо попробовать устроить личную жизнь жены и проиграть в карты своему 11 классуЕ поход. » пойти в него. », естественно, напитьс€ там доЕ да, да, до бессознательного состо€ни€, чтобы овощем очнутьс€ где-то на пустынном полустанке в тайге, где, о боже, нет —ети. » оказатьс€ на острие девичьей влюбленности Ц в который раз! » усто€ть. ѕроиграть, чтобы выиграть.

¬прочем, сюжет пересказывать неинтересно. Ёто думать надо, если есть, чем: оголенным сердцем, не головой, содранной шкурой, растопыренными глазами, потому что работа оператора Ц выше вс€ких похвал. —ибирские пейзажи завораживают натуральностью своей красоты: ну, и что, что трубы и ржавые остовы когда-то прекрасных кораблей?! «ато есть осень, есть зима и весна в фильме и лето Ц со всей своей хандрой, белоснежной беззаботностью, лед€ной оторопью и буйством зелени и солнца. ≈сть мокра€ и непокорна€ река, есть глуха€ необитаема€ тайга Ц ну совсем необитаема€! ≈сть вс€ муть и боль современности во всей ее горькой непригл€дности и какой-то отча€нной беспросветности: вот те самые злые подростки, унылый быт, заброшенные города и заводы некогда великой страны. ѕри этом фильм оставл€ет какое-то удивительное послевкусие радости, не поверите, уверенность, что все на самом деле будет хорошо, потому что мы Ц именно такие какие-то: все мы Ц служкины.

–ежиссер фильма јлександр ¬елединский из Ђюныхї Ц всего треть€ полнометражка. ќднако удачна€! ћастерит детал€ми, четкостью поставленной задачи, остротой крайних состо€ний, загон€ет героев в ловушку, испытыва€ на вшивость как физически, так и морально. ћного сцен на грани фола, как в этическом плане, так и ... в детективном что ли: пару раз было очень страшно! «ал даже замер и перестал жрать попкорн. “ак что ханжам, пуританам и прочим высоким натурам смотреть не рекомендую. ¬се в фильме Ц по правде, нет ни одной фальшивой ноты. Ќи одной! Ёто само по себе нонсенс дл€ современного российского кино, но это так, и Ц обезоруживает.

», настаиваю, там много любви. “акой робкой, упр€танной за семь одежек и все без застежек, за показное разгильд€йство, цинизм и продажность. “ам много красоты, застревающей в горле восторженным и безмолвным вдохом. ћного вкусных деталей и смыслов. Ёто вот то самое, Ђсоветскоеї кино, которое все люб€т, когда за простым и незамысловатым изложением событий скрываетс€ кака€-то потр€сающа€ по силе и простоте мысль, которую скорее чувствуешь, проживаешь, чем формулируешь.

Ќу, в общем, Ђ√еограф глобус пропилї. » ведь правда пропил, придурок!

¬асилий Ћ≈Ѕ≈ƒ≈¬, »рина Ћ≈—ќ¬— јя, специально дл€ afisha.72.ru
ѕросмотров: 39461