×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 72.ru
»гры на воображение

–ежиссер: “ерри √иллиам
¬ рол€х: ’ит Ћеджер, ƒжонни ƒепп, ƒжуд Ћоу,  олин ‘аррелл,  ристофер ѕламмер, Ћили  оул и другие.

≈сть режиссеры, которые четко выполн€ют пр€мые об€занности и на съемочной площадке требуют неукоснительного следовани€ прин€тому материалу. ” таких всегда выходит качественный продукт, занимающий достойную позицию в кинолинейке с трем€ делени€ми Ц год выпуска, бюджет, культурное значение. “ерри √иллиам не из таких. ¬се его режиссерские работы можно выносить в отдельную шкалу без делений Ц никакие числа над его фильмами не властны: Ђ12 обезь€нї и Ђ—трана приливовї будто сн€ты вчера. ѕричем с натуры, поскольку даже за завесой аккуратных спецэффектов фильмы получаютс€ на редкость органичными. Ёто насто€щий аналог в цифровом √олливуде, и √иллиам Ц его король.

28 €нвар€ прошла российска€ премьера картины Ђ¬оображариум доктора ѕарнасаї, где им€ режиссера впервые было отодвинуто на второй план именем ’ита Ћеджера, потому что это уж точно его последн€€ работа. —пекул€ци€ вполне оправдана: его герой “они оказалс€ достойным проводником в иной мир, а чтобы утешить зрител€ после кончины актера, создатели позвали на его место сразу троих широкоэкранных сердцеедов.

Ђ¬оображариум доктора ѕарнасаї Ц передвижной фанерный балаган, предлагающий редким зрител€м путешествие в миры собственных фантазий. —пособность этими фантази€ми управл€ть, а заодно и бессмертие, доктор ѕарнас Ц владелец ¬оображариума Ц заполучил от самого ƒь€вола, на прот€жении многих веков заключа€ с ним пари. “олько теперь дела пошли плохо, посетителей почти нет, а ƒь€вол потребовал новую ставку Ц п€ть душ. “ем временем актеры балаганчика вытаскивают из петли незнакомца “они, который оказываетс€ богатым иде€ми и насчет прибыльности театра, и насчет дочери ѕарнаса. —ам же доктор считает, что “они послан ƒь€волом за его красавицей ¬алентиной, и предлагает еЄ руку и сердце тому, кто обставит нечистого.

ѕерсонаж ’ита Ћеджера оставл€ет первое неоднозначное впечатление от картины: он слишком размыт дл€ точного определени€, герой “они или антигерой. ‘орменный мошенник, он тем не менее спасает положение балаганчика, однако под конец обнаруживает себ€ полным подонком, отвешива€ ¬алентине апперкоты справа. » всЄ же Ц очаровательный мистер, угождающий потер€вшимс€ в мечтах тЄтенькам. ¬ некоторой степени друг. ¬ некоторой Ц угроза. “ут смерть актера стала даже на руку создател€м: мысль о том, что граненого “они нужно воплощать четырьм€ лицами, а не одним, без беды бы не пришла.

ƒальнейшие измышлени€ о происход€щем то и дело заход€т в умело выстроенные воображаемые тупики Ц режиссер варьирует временем, пространством и персонажами, будто жонглер Ц апельсинами в цирке. ѕри этом повествование умудр€етс€ оставатьс€ линейным и совмещать в одном кадре непорочное свет€щеес€ лицо Ћили  оул с разлагающимис€ коровами в сточной канаве. ћол, мечтайте вы сколько угодно, но реальность с гр€зными подворотн€ми не отменить.

≈ще один большой пласт фильма Ц проблема относительности ƒобра и «ла, показанна€ через ту же призму, что и в Ђћастере и ћаргаритеї, даже с некоторой похожей атрибутикой. ¬от, скажем, сцена с женщинами, которые выход€т из волшебного зеркала и от полученных впечатлений вручают актерам сумочки и меховые манто Ц чем не абсурдный ¬арьете с голыми зрител€ми? »ли образ ƒь€вола, гениально воплощенного “омом ”эйтсом, Ц веро€тно, таким и должен был быть ¬оланд.

ѕри этом Ђ¬оображариум доктора ѕарнасаї Ц картинна€ галере€ вымышленного сюрреалистического музе€, где каждый кадр Ц готовое полотно. ‘ильм попросту нарисован, что ранее удавалось либо самому √иллиаму, либо его редким коллегам вроде “има ЅЄртона.

¬прочем, каждый из нас волен интерпретировать Ђ¬оображариумЕї, как посчитает нужным Ц фильм-то хоть и идет в широком прокате, однако €вл€ет собой редкий пример арт-хауса, то есть фильма очень личного, индивидуального, подстраивающегос€ под конкретного зрител€. “ут уже √иллиам сам выступил в роли доктора, показывающего клиенту то, что тому требуетс€. Ѕраво, что ли.

Ѕлагодарим за сотрудничество Ђ—»Ќ≈ћј ѕј– ї.

Ќадежда —ЋјƒЌ» ќ¬ј, специально дл€ afisha.72.ru
ѕросмотров: 29828