«Бегущий по лезвию 2049»: прекрасное далеко
Сеансы
Бегущий по лезвию 2049 фантастика. Великобритания, Канада, США, 2017. Режиссер: Дени Вильнев

Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Джаред Лето, Ана де Армас, Сильвия Хукс, Дэйв Батиста, Робин Райт, Вуд Харрис и другие

Что нам следует знать о будущем человечества? Перекладывание собственных забот на чужие плечи никуда не денется и через три с лишним десятка лет. Вот только нести эту далеко не легкую ношу придется искусственным роботам-репликантам. Их положению в иерархии высокотехнологичного общества не позавидуешь. Особенно не повезло тем, кто в 2049 году, после масштабной экологический катастрофы, каждое утро просыпается в мрачном и дождливом Лос-Анджелесе, зная, что пора начинать охоту на себе подобных. В общем, таким, как молчаливый и неторопливый Кей с пушкой в пальто и любимой домохозяйкой-голограммой на портативном девайсе. Его служба опасна и трудна, ведь в полиции будущего он один из «бегущих по лезвию», делом жизни которых является ликвидация репликантов прошлого поколения. На очередном задании в руки к хмурому офицеру-андроиду попадает железный ящик одной из целей, содержимое которого не только воскрешает события 30-летней давности в памяти всех причастных, но и чревато сокрушительными последствиями для всего мира. По приказу начальства Кей должен уничтожить всю информацию о таинственных событиях, но если в деле замешан тот самый Рик Декард, убежать от судьбы не получится. Даже если очень долго и медленно идти по желтой и безжизненной пустыне под монотонный завывающий скрежет несбывшихся надежд.

В 1982 году в куда менее завидном положении находился режиссер Ридли Скотт, чей sci-fi триллер «Бегущий по лезвию» не только провалился в прокате, но и получил разгромные отзывы критиков. По иронии судьбы, спустя 35 лет этот же фильм считается недооцененным для своей эпохи шедевром с безапелляционным статусом классики мирового кинематографа, которую должен лелеять как зеницу ока любой киноман. А Рутгер Хауэр определенно не зря выл под дождем и практиковался в поэтических монологах под аккомпанемент футуристического саундтрека прославленного композитора Вангелиса. И сколько скрытых смыслов, метафор и аллюзий было найдено в похождении Рика Декарда за это время – просто не счесть, поэтому продолжение ленты с такой историей не могло не произвести резонанса. Кроме того, поставить сиквел согласился Дени Вильнев («Пленницы», «Прибытие»), чьи работы уже снискали любовь как профессионалов, так и обычных зрителей. Казалось бы, с почти двухсотмиллионным бюджетом, при участии неувядающего Форда и голливудского симпатяги Гослинга, под аккомпанемент пронзительных звуков Ханса Циммера, а также с всегда готовым открыть сценаристам свой архив околобиблейских намеков Скоттом под боком просто невозможно облажаться. И канадский режиссер сделал все так, как он умеет и любит, правда, такой арт-блокбастер придется по вкусу далеко не каждому репликанту.

За многочисленными отсылками к первой части, облаченными в потрясающие футуристические красоты, по сути, скрывается почти трехчасовая музейная инсталляция, создатели которой любят говорить мало и не по существу и, конечно же, считают свое творение искусством 2049-го уровня. Сюжет настолько прост и банален, что запросто уместится в одном абзаце, но при этом очень часто сложно понимать смысл происходящего на экране: события сменяются медленно и тягуче, из-за чего забыть о мотивации героев не составит и труда. Большую часть времени вы будете наблюдать, как офицер Кей с каменным лицом и пустым взглядом будет куда-то брести, на что-то смотреть и даже порой с кем-то говорить. Но не слишком долго и много, чтобы ощущение таинства и приближающегося откровения не покидало вас до финальных титров. Конечно, без пары-тройки драк и смачных выстрелов не обойдется, но вы же наверняка пришли на сеанс не ради этого. А, к примеру, ради Джареда Лето в роли слепого миллиардера Уоллеса с божественными замашками и пафосными монологами о роботах-ангелах. Правда, у него здесь всего лишь пара-тройка сцен, но и за это время он своей болтовней и кривляньями, без сомнения, успеет вывести из себя даже самых стойких фанатов «Отряда самоубийц». Харрисону Форду повезло чуть больше. Несмотря на весомое присутствие на постере «Бегущего по лезвию 2049», Декарда в фильме минут на 30–40, за которые он успевает оживить сонное царство будущего как минимум милой пьющей собакой и снисходительными комментариями в адрес окружающих. Сразу видно, что давно не принимал участия в артхаусных проектах.

Стоит отметить, что Вильнев и Скотт хоть и не совсем отбросили в сторону конфликт первой части, но явно сместили акцент на героя Райана Гослинга, его настоящее и прошлое. Замысел сценаристов понятен – в который раз затронуть тему человечных андроидов и бездушных людей и пофилософствовать на тему сотворения человечества (чего господин Ридли уже касался в лентах «Прометей» и «Чужой: Завет»). Но все терзания Кея выражаются в отношениях с голограммой Аны де Армас, которые на фоне любовных перипетий «Она» Спайка Джонса выглядят вторично, несуразно и скучно. Разве что грустные глаза меланхоличного репликанта в атмосфере вселенского тлена всегда к месту. «Бегущий по лезвию 2049» даже не пытается казаться атмосферным детективом в декорациях постапокалиптического нуара – интрига умирает еще в середине, а у довольно условного антагониста совершенно нет мотивации, но при этом создатели явно пытались доказать обратное, причем в нарочито глубокомысленном и поэтическом ключе. Но при всем этом с эстетической точки зрения кино выглядит великолепно. Декорациям, костюмам, антуражу и филигранной операторской работе Роджера Дикинса можно только стоя поаплодировать – такого атмосферного облика дней грядущих на больших экранах еще не было. А кадры некоторых сцен и вовсе хочется распечатать и повесить в рамке. Это настоящее многомиллионное киноискусство, которое совершенно не нужно переоценивать, потому что за россыпью красивых картинок нет ни толики настоящего драматизма, а лишь простирается бездушная пустота под поднадоевшие звуки ревущих динамиков.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.72.ru
Просмотров: 6908